?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В.А. Шретер

105.50 КБ

Идея поближе познакомиться с творчеством архитектора В.А. Шретера возникла благодаря моему френду и замечательному фотографу tat_dt, которая разместила на страницах своего ЖЖ изображения Шретеровского особняка с некоторыми его интересными фрагментами. За что ей большое спасибо. Мне сразу захотелось собрать небольшую коллекцию домов, вернее их фотографий, построенных этим прекрасным архитектором, и я отправилась на поиски. Кто такой Виктор Шретер можно прочитать под катом (там много букофф), там же можно посмотреть фотографии…

Итак,

Виктор Александрович Шретер родился 27 апреля 1839 года в доме каретного мастера Бага (Вознесенский пр., 30). В семнадцатилетнем возрасте поступил в архитектурный класс академии художеств. По совету своего наставника Л. Бонштедта он продолжил образование в Берлине в Строительной академии, посещая также класс натуры Академии художеств и получая частные уроки акварели. После окончания обучения, Шретер совершил путешествия по Европейским странам, изучая зодчество Италии, Австрии, Германии, Бельгии, Франции и Швейцарии. Творчество Шретера было связано с последним этапом развития эклектического стиля. Он стал видным представителем рационалистического направления эклектики. Профессиональную деятельность В. Шретер начал помощником архитектора А. Кракау на перестройке Апраксина и Щукина рынков, зарекомендовав себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, а вместе с тем экономно».

В 1864 году за разработку проекта здания Городской думы зодчий был удостоен звания академика. Поступив на службу в Департамент уделов, он спроектировал частные деревянные дачи у Поклонной горы и на Каменном острове. Вместе с И. Китнером и А. Гунном В. Шретер принял приглашение известного петербургского зодчего А. Резанова на участие в строительстве дворца для великого князя Владимира Александровича.


В 1876 году Виктор Шретер победил в конкурсе на проект здания для городского Кредитного общества. Участок рядом с Публичной библиотекой и театром (пл. Островского, 7), предложенный к застройке, повлиял на выбор неоренессансных форм здания. Облик здания подчеркивал солидность, надежность и финансовую мощь владельца. Ему соответствовало планировочное решение, где все отделения кредитного банка имели непосредственную связь между собой и были доступны публике. Таким образом закладывались основы распространенной до сих пор планировки банковского зала с кассовыми стойками, расположенными по периметру.



В 1880 году Шретером был построен дом фирмы «Штоль и Шмидт», торговавшей красильными и аптечными товарами (М. Морская ул., 11). Главный фасад с неоренессансными мотивами облицован гранитом, силезским кирпичом и ревельским мрамором. Этот кирпич и мрамор в строительстве зданий использовались в Петербурге впервые. В новом типе сооружения Шретеру одному из первых удалось решить сложную задачу соединения общественных и жилых функций, разместив в здании товарные склады, магазин и благоустроенные квартиры для рабочих и служащих.



В 1881 году он спроектировал каменный пятиэтажный дом со службами при церкви Христа Спасителя (Подольская ул., 2), с характерным использованием мотивов «русского стиля». Здание имело не только жилое назначение, здесь разместились школа и сиротское отделение.

В 1887 году Шретер построил здание «Русского для внешней торговли банка» (Б. Морская ул., 32). Идеи рациональности в этом здании Шретер довел до совершенства. Композиция состояла из трех корпусов. В среднем находился операционный зал с широкой галереей, опирающийся на металлические конструкции, со световым фонарем, что впоследствии получило широкое распространение. Для облицовки неоренессансного фасада был использован вюртембергский песчаник красного, серовато-зеленого и желтого цвета.


Из работ, имевших большое градостроительное значение, можно назвать перестройку небольшого особняка (1883) и строительство двух жилых корпусов (1889) на участке, принадлежавшем жене коммерческого советника Кларка (Пл. Труда, 1). По сравнению с находящимися напротив Николаевским дворцом и домом Вонлярлярского новый трехэтажный кларковский доходный дом выделялся массивностью пластических форм и завершил облик площади. В 1912 году архитектор Н. Марков увеличил высоту здания на один этаж.

Одним из направлений рациональной архитектуры был «кирпичный стиль», связанный со стремлением архитекторов заменить недолговечную и непрочную штукатурку на высококачественный кирпич или керамическую плитку. Он получил распространение по инициативе И. Китнера и В. Шретера.

В числе первых характерных сооружений «кирпичного стиля» в Санкт-Петербурге стал комплекс зданий, состоящий из доходного дома и фабрики шелковых изделий А. Ниссена (наб. Фонтанки, 183), построенный по проекту Шретера в 1872 году. Главный фасад украсили желтоватые английские кирпичи и ряды темно-коричневых глазурованных плиток. Из-за близости грунтовых вод для сохранения сухости в подвалах были выведены особые стенки в четверть кирпича и проложены изолирующие слои из асфальтового толя. Во флигеле, соединяющем жилой дом и фабрику, звукоизоляцию сделали из смеси битого стекла, втертого в слой известкового раствора, что в Петербурге применено было впервые.

В 1873 году был построен дом купца В. Штрауса (2-я линия, 9). Для главного фасада был использован желтый кирпич, эффектно сочетающийся с красным и серым, которым архитектор выложил геометрические фигуры и узоры. Одновременно он использовал на четвертом этаже распространенный в архитектуре раннего Возрождения вид наружной стенописи, называемой сграффито. Лицевые квартиры состояли из десяти комнат, передней, ванной, двух людских, двух кладовых, ватерклозета, что уже тогда выделило дом в число первых зданий, оснащенных такими удобствами.



В 1877 году по проекту Шретера был построен дом для доктора медицины Г. Вучиховского (пр. Римского-Корсакова, 33) с использованием в архитектуре мавританских мотивов.

Варьируя приемы «кирпичного стиля», используя рельефную кладку, архитектор показал большие декоративные возможности этого строительного материала при возведении доходного дома на Кавалергардской улице, 20 (1876-1877), а также доходного дома, принадлежавшего отцу архитектора (Зоологический пер., 3; 1880).

Одной из лучших построек периода эклектики в Петербурге следует считать собственный особняк зодчего (наб. Мойки, 114; 1890). На первом этаже находились мастерская и столовая, на втором – гостиные, спальни и детские комнаты. Асимметрия фасадов, акцентирование функциональных частей зданий – эркеров, лестниц, окон – все это приближало зодчего к новому направления – модерну.

В 1897 году Шретер спроектировал рядом с особняком многоквартирный пятиэтажный дом с мансардами для художников (наб. Мойки, 112). Светлые тона фасада создали своеобразный фон, на котором графично выступали парные окна первого, второго и последнего этажей. Треугольные эркеры увеличивали площадь комнат и улучшали освещенность. Зодчий писал, что это прием был вызван и желанием закрыть «скучный вид» на тюрьму Морского ведомства, «направить взоры на новое Адмиралтейство и живописный портал Новой Голландии».


С именем В. Шретера связано строительство многих театральных зданий в Петербурге и других городах России. В 1882 году Шретер стал главным архитектором Дирекции императорских театров столицы. Наиболее значительными стали его работы в Мариинском театре. Зодчий пристроил к левому крылу здание небольшой электростанции, служебный корпус. Над залом и сценой заменил старые деревянные стропила на металлические фермы, в коридорах – кирпичные сводчатые перекрытия на бетонные. Усовершенствовал акустику, отопление и вентиляцию, надстроил третий этаж на боковых флигелях. «Выдвинул» главный фасад вперед – в сторону Консерватории, расширив узкое фойе для публики партера и устроив фойе для верхних ярусов. В результате главный фасад принял более парадный вид, известный ныне.

В 1900 году по проекту Шретера на улице Писарева, 20, было возведено крупномасштабное здание для хранения и писания декораций, привлекающее внимание своим «средневековым» обликом.


Обширную практическую деятельность зодчий сочетал с преподавательской (Институт гражданских инженеров) и общественной. С именем В. Шретера связано образование Санкт-петербургского общества архитекторов (1870) и издание его журнала «Зодчий» (1872). Эмблему общества архитекторов можно увидеть на фасаде особняка В. Шретера.

(Использованы материалы статьи Т.И. Николаевой «Виктор Шретер» из сборника «Зодчие Санкт-Петербурга» XIX - нач. XX века». – СПб, Лениздат, 1998 г.)


Кстати, был ли Виктор Шретер масоном – вопрос остается открытым…. ))))

Tags:

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
tat_dt
Jul. 6th, 2007 08:13 pm (UTC)
Прекрасный рассказ! Была у меня мысль посмотреть целенаправленно все Шретеровские дома, но до реализации дело пока не дошло.
pruina_laeta
Jul. 12th, 2007 01:09 pm (UTC)
Спасибо )
frosya11
Jul. 8th, 2007 04:33 pm (UTC)
Лисичкин, спасибо! Интересно, познавательно и красиво!
pruina_laeta
Jul. 12th, 2007 01:09 pm (UTC)
Рада, что тебе понравилось! ))
trifonova_n
Feb. 18th, 2008 09:26 am (UTC)
всё никак не могу понять: знаменитый дом на наб. Мойки, 12 - его рук дело? очень мало информации по этому поводу в инете(((
zuzja_red
Mar. 3rd, 2009 06:30 am (UTC)
Дворец в Красном береге, Беларусь. Арх. В. Шрётер
Всем! Всем! Всем! В Беларуси сейчас прходит реставрация дворца Козел-Паклевских, архитектор Виктор Шрётер. Дворец находится в деревне Красный берег, Жлобинский район, Гомельская область. Нет инвентарей по дворцу. Реставрацию приходится проводить практически без каких-либо графических материалов: никаких чертежей и фотографий у реставраторов нет. Пожалуйста, если каму-либо знаком этот объект и вы распологаете какой-либо информацией, или знаете в каком архиве можно найти фотографии или чертежи или инвентари, напишите мне на e-mail: ok_25_81mail.ru. Заранее благодарна!
giovannayz
Sep. 27th, 2010 11:06 am (UTC)
Я работаю в стройиндустрии и там производим растворо-бетонную смесь для погонажных изделий. Честно признаться довольно сложно этим заниматься.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

след
pruina_laeta
Лисичка Невзначай
Website

Latest Month

November 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com